Т-50 ПАК ФА, F-22 Raptor и J-20 «Черный орел»: кто сильнее?

Сравнительная впечатление российских, американских и китайских истребителей 5 поколения.

11128629 января 2010 годы совершил первый полет перспективный истребитель пятого поколения Т-50 разработки ОКБ Сухого. К настоящему моменту 6 прототипов 600 единовременно поднимались в воздух. Многоцелевой истребитель начнет поступать в строевые части ВВС России в следующем году.

В поисках утраченного времени

Реформирование и последовавшее за ней десятилетие внесли изменения в естественный церемония развития фронтовой авиации мира. Прежде советские авиаконструкторы выпускали самолеты каждого следующего поколения либо сначала, либо одновременно с американскими конструкторами. Но когда настала про создания истребителя пятого поколения, в нашем авиапроме случился затык. Такая автомобиль могла появиться еще в конце 90-х годов. В 1988 году ВВС сформулировали спрос к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заступить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная автомат Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Как-никак экономика рухнула, и проект был закрыт. А в это время американская команда Lockheed Martin начала выпускать F-22 Raptor, который и стал первым в мире истребителем пятого поколения. Сверху вооружение он начал поступать в 2003 году, обладая всеми главными признаками нового поколения: малозаметностью, ультразвуковой крейсерской скоростью, использованием интеллектуального вооружения и новейшими бортовыми РЛС с антенной фазированной решеткой. Бросившееся в погоню в конце 90-х ОКБ Сухого сверху данный момент добилось значительных результатов. Самолет Т-50 ПАК ФА (Высокоперспективный авиационный комплекс Фронтовой авиации) был представлен широкой публике получи авиасалоне МАКС-2013. И не один – а целых три. Они выполнили в подмосковном небе фигуры высшего пилотажа. К настоящему моменту сделано изготовлены 6 прототипов. Практически вся авионика уже готова и испытана. Есть такие позиции начнут внедряться на строящиеся самолеты, когда достаточно развернуто серийное производство. В 2016 году ожидается поступление первых Т-50 в строевые части. ОКБ Сухого создает уничтожитель не в одиночку. В проекте принимают участие несколько КБ, НИИ и промышленных предприятий. Паче того, есть и иностранные подрядчики — из Индии. Они занимаются разработкой бортового компьютера, навигационной системы, информационных дисплеев в кабине пилота и системы самозащиты. Около этом Индия инвестировала в проект 25% от его стоимости. Начиная с 2017 лета, ВВС Индии намерены закупить 250 истребителей на общую сумму в 25 млрд. долларов. В разработку машины потрачено 2 млрд. долларов. В то время как бы Lockheed Martin потратила на создание F-22 67 млрд.

Венценосец маневра

Этот самолет практически полностью состоит из узлов, агрегатов и приборов нового как, прежде в отечественной авиации не применявшихся. Важнейшая составляющая конструкторского успеха – мотор АЛ-41Ф1, созданный на НПО «Сатурн». Спирт позволяет осуществлять сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Естественно, дьявол имеет изменяемый вектор тяги. Но в отличие от устанавливаемых для серийных машинах Сухого, обладает плазменной системой зажигания и совсем цифровой системой управления. Что позволило с одной стороны имеет принципиальное значение повысить мощность, с другой – оптимизировать расход топлива. В сношения с чем дальность у Т-50 для американцев — недостижимая. ОКБ Сухого рассматривает перспективу и опять-таки одного двигателя, который может быть применен во второстепенный партии изготавливаемых серийно истребителей, — «Тип 30» того но «Сатурна». Пока он проходит испытания. Однако уже сейчас ясно, что этот двигатель на 15-25% превосходит АЛ-41Ф1. В F-22 использован нефтянка Pratt & Whitney F119-PW-100 имеющий тягу 10000 кгс в бесфорсажном режиме и 15876 кгс держи форсаже. АЛ-41Ф1 ему чуть поигрывает – 8800 кгс и 15000 кгс согласно. Однако «Тип 30» заметно сильнее – 11000 кгс и 18000 кгс. Хотя и у первого нашего двигателя имеется существенное преимущество – изменяемый задолго. Ant. с 20 градусов вектор тяги, имеющий всеракурсное управление. Подле этом отработка совершается со скоростью 60 град./сек. У «Раптора» градиент отклоняется лишь в вертикальной плоскости. По части маневренности до сей поры осталось «на своих местах»: как до отечественные истребители были куда удобнее и в воздушном бою, и подле перехвате, так эта тенденция продолжается и поныне. Не беспричинно в недавно проведенных ВВС США компьютерных боях «Раптор» проигрывал инда нашим самолетам поколения 4++ Су-30МКИ.

111286-1Американский активный истребитель F-22

Необходимо сказать, что компания Lockheed Martin свою следующую разработку – F-35 – позиционирует что истребитель пятого поколения. Однако это не вполне соответствует действительности. Таковой самолет не способен преодолевать скорость звука на бесфорсажном режиме. И касаясь его малозаметности у потенциальных покупателей возникают большие сомнения. В серию некто пока не запущен, и на вооружение не принят. Сколько-нибудь F-35 сейчас находятся в опытной эксплуатации. Принятие на (все)оружие ожидается в этом или в следующем году.
Если сравнивать сии два американских истребителя, то второй существенно дешевле, нежели F-22. И это его главное достоинство. Острые на квакало эксперты говорят, что Lockheed Martin, предлагая натовцам свершать массовые закупки своей новой машины, уподобляется продавцу, пытающемуся продать брутальным байкерам скутер с объемом двигателя в 50 куб.см. Корректно сверить незаметности российского и американского истребителей не представляется возможным. Зато хорошо бы потому, что при различных оценках ЭПР F-22 размазывание цифр лежит в диапазоне трех порядков от 0,0001 кв.м. давно 0,3 кв.м. (У Су-35 этот параметр равен 5 кв.м.). Данное по Т-50 вообще отсутствуют. Однако эксперты, успевшие в определенной мере войти в суть вопроса с российским истребителем, на эту тему высказываются вполне однозначно, хоть и не называют конкретных цифр. Так, австралийский научник в области радиоэлектроники, аналитик центра Air Power Australia доктор Карло Копп считает, почто ЭПР Т-50 примерно такая же, как и у гораздо меньшего до габаритам F-35. (Впрочем, об этой характеристике F-35 несомненно не столь уж и много). Но несколько выше, нежели у F-22. При этом он допускает, что Т-50 вдоль незаметности можно «подтянуть», и он сравняется с F-22. Как ни говорите это было сказано в 2011 году, когда был показан ключевой прототип – Т-50-1. Сейчас уже есть шестой. И строятся опять два. В них, несомненно, учтены недостатки первого прототипа. Что такое? же касается незаметности в инфракрасном диапазоне, то тут наблюдается паритет. Вопреки на то, что двигатель перспективного российского истребителя сильнее.

Умная обшивка

Важнейшим свойством современного самолета является безвыгодный только его незаметность, но и способность обнаружения целей и их ломка. И тут «запаздывание на старте» сыграло бери руку разработчикам БРЛС, поскольку появились новые радиоэлектронные компоненты. Как и конструкторы учили, насколько это было возможно, опыт применения РЛС «Раптора». Вовремя всего, необходимо сказать о том, что плоскость наклона активной фазированной решетки (АФАР) в Т-50 установлена лещадь наклоном, благодаря чему снижается ЭПР самолета. Пойти бери такую меру, при которой также уменьшается и мощность станции около работе по наземным целям, стало возможно благодаря прекрасным характеристикам РЛС Н036 «Векша» с АФАР. Она должна заменить ныне используемую РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Снежный барс». Но и мощности «Ирбиса» вполне стоит, чтобы понять, что радиолокация на Т-50 несколько подымай выше, чем на американском самолете. «Ирбис» обнаруживает телос с ЭПР 1 кв.м. на расстоянии 300 км, американская база AN/APG-77 – на 225 км. Для целей с Резонанс 0,01 кв.м. – 90 км, по «американцу» такого порядка показатель не приводится. Когда же «Белка» придет получи смену «Ирбиса», то эти показатели намного возрастут. Сейчас они засекречены. На Т-50 установлено 6 АФАР – носовая, двум бортовые, 2 крыльевые и кормовая. Также циркулируют непроверенные новость о том, что существуют датчики РЛС с АФАР, расположенные числом обшивке истребителя. В связи с чем появился термин «умная обкладка». На негосударственном австралийском сайте, посвященном вопросам обороны, высказываются предположения релятивно того, что БРЛС Т-50 способна обнаруживать F-22 возьми расстоянии в 30 км, а F-35 – 55 км. Около боковом ракурсе обзора дела для американцев обстоят всесторонне скверно – F-22 виден на расстоянии 85 км, F-35 – 100 км. Без радиолокационного обзора имеется мощная оптико-электронная система ОЛС-50М, в товарняк которой входит уникальный по разрешающей способности и дальности образ действий тепловизор на QWIP-матрице. В этой области, по утверждению того а австралийского сайта, Россия является безусловным лидером. Из сего следует, что «невидимки» F-22 и F-35 приставки не- так уж и невидимы для обзорных систем российского истребителя. К несомненному достоинству авионики F-35 относится действие перспективного шлема пилота, который делает самолет «прозрачным». Ведь есть видимость не ограничена остеклением кабины – весь панорама выводится на визоры пилота. Причем как в видимом, скажем и в инфракрасном спектре. Компьютер, отслеживая повороты головы и движения фонари, выдает необходимую панораму и снабжает ее подсказками, а также управляет наведением оружия нате цель. Шлем создан британской компанией, и сейчас его грамотный образец проходит тестирование в научно-исследовательском отделе Министерства обороны Великобритании.

Ахинейский скачок Китая

Ну, и, наконец, о системе вооружения. На затейщик взгляд тут наблюдается паритет. По одной пушке: у «нас» сдвоенная 30-мм, у «них» 20-мм. Полезная производительность: 10000 кг против 10300 кг. Ракеты «круг-поверхность» и «воздух-воздух». Среди 14 типов вооружения, которые создаются нарочно для Т-50, есть уникальные ракеты, которые способны вскрывать и захватывать цели во время автономного полета. Если а выделить то главное, в чем у российского истребителя есть значительное важность над американским, то это прежде всего энерговооруженность и прекрасные летные качества. Да у Т-50 значительно больший запас топлива – 11100 кг вопреки 8200 кг. И лишь с двумя ПТБ в «американца» закачивают 11800 кг керосина, так при этом существенно снижаются его летные качества и возрастает видимость.

111286-2Chengdu J-20

И, что удивительно, реальный потолок F-22 равен итого лишь 7500 м, хоть в его ЛТХ и значатся 20000 м. Поступок в том, что в нем использована слабая система регенерации кислорода, и получи большой высоте пилоты ощущают удушье. Поэтому циркуляр ВВС США предписывает сим самолетам в мирное время не подниматься выше 7,5 километра. В закрытие необходимо сказать, что еще одна страна готовится к выпуску (в этом десятилетии) многоцелевого истребителя пятого поколения. Сие Китай. Китайский самолет называется J-20 «Черный смелый». О нем мало что известно. Эксперты утверждают, что же его планер сочетает черты F-22 и F-35. Что касается двигателей, в таком случае это предположительно АЛ-31ФН, в большом количестве закупленный у России. Сие модификация двигателя, использующегося на Су-27. Уже существуют наподобие минимум два летающих прототипа.

Основные ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 Raptor, F-35 Lightning II и J-20

Апофема: 19,7 м – 18,9 м – 15,6 м – 20,3 м
Высота: 4,8 м – 5,09 м – 4,38 м – 4,45 м Сколько звезд в небе пустого: 18500 кг – 19700 кг – 13290 кг – 17000 кг Максимальная взлетная чернь: 37000 кг – 38000 кг – 29100 кг – 36300 кг Бзик двигателей: 2х11000 кгс – 2х10000 кгс – 1х13000 кгс — н/д Максимальная натиск на высоте: 2600 км/ч – 2700 км/ч – 1900 км/ч – 2000 км/ч Максимальная бесфорсажная натиск: 2,35М – 2,25М – 1М – н/д Крейсерская скорость: 1800 км/ч – 1826 км/ч – 850 км/ч — н/д Мора полета: до 5,8 час – н/д – 2,6 период — н/д Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км – 760 км – 1080 км – 2000 км.

Комментарии закрыты.